|  | О НАС | FAQ | МАГАЗИН | FULLDOZER FEST | СТАТЬИ | РЕЦЕНЗИИ | ИТОГИ 2016 | КОНТАКТ | ПОИСК | ENG |

смотри и слушай

Смотри:
Все альбомы Theodor Bastard на CD и виниле

Слушай:
Allerseelen - Fruhgeschichte III - Autdaruta

БУЛЬDOZER — журнал об экспериментальной музыке

ИЗБРАННЫЕ МАТЕРИАЛЫ

APHEX TWIN, AUTECHRE, BAD SECTOR, JOHN CAGE, CARIBOU, PETER CHRISTOPHERSON, COH, COIL, CORNELIUS, CTM 2017
FEAR ANGER LOVE
, CURVE, CUT COPY, DAT POLITICS, DE FABRIEK, DEADУШКИ, EINSTURZENDE NEUBAUTEN, ESKMO, FAUST,
FLOW FESTIVAL, FOUR TET, FUCK BUTTONS, GRAND VINIOLLES, GUS GUS, MATTHEW HERBERT, HOLDEN, RYOJI IKEDA, NICOLAS JAAR, JAGA JAZZIST, JESU, KITSUNE MAISON,
KK NULL, KODE9 & THE SPACEAPE, KRAFTWERK, LAIBACH, LALI PUNA, LES JOYAUX DE LA PRINCESSE, DAVID LYNCH, MASSIVE ATTACK, MATMOS, MEGO, MERZBOW, MESAK, MESSER CHUPS, MINISTRY, MODERAT, MOGWAI, MOON FAR AWAY, MORITZ VON OSWALD TRIO, MOUSE ON MARS, MUM, MURCOF, NINE INCH NAILS, PAN SONIC, PANTHA DU PRINCE, PIGFACE, PLASTIKMAN, POP AMBIENT, RADIAN, STEVE REICH, TERRY RILEY, ROADBURN, JOHN ROBERTS, NICOLAS ROEG, ARNOLD SCHOENBERG, GIL SCOTT-HERON, SKIF-18, KARLHEINZ STOCKHAUSEN, TEST DEPT, THEODOR BASTARD, THEREMIN, TRENTEMOLLER, MIKA VAINIO, MARK VAN HOEN, WARP, АНАЛОГОВЫЕ СИНТЕЗАТОРЫ,
ВИДЫ РЫБ, АНДРЕЙ ГОРОХОВ, МИНИМАЛИЗМ, МУЗЫКАЛЬНЫЙ АВАНГАРД, ЕВГЕНИЙ МУРЗИН,
НОЖ ДЛЯ ФРАУ МЮЛЛЕР, ОЛЕ ЛУКОЙЕ, ПОП-МУЗЫКА, АРВО ПЯРТ, РОССИЙСКИЕ ФЕСТИВАЛИ, РОССИЙСКИЙ ИНДАСТРИАЛ, ТЕАТР ЯДА, ЛЕВ ТЕРМЕН, АЛЬФРЕД ШНИТКЕ

Fulldozer Records

Theodor Bastard - Vetvi [vinyl LP]

THEODOR BASTARD "VETVI" ВИНИЛ LP - ДАТА РЕЛИЗА: 28.10.2016

Хостинг WestHost - надежный платный хостинг

РОССИЙСКИЙ ИНДАСТРИАЛ

Точное описание такого противоречивого явления, как индастриал, прячется под спудом музыковедческих и культурологических спекуляций. Понимание проблемы осложняется тем, что изначально термин “индастриал” не использовался для обозначения конкретного стиля. Индастриал это, скорее, особый подход к музыкальному творчеству, своеобразная идеология звука. Надо сразу оговориться, что шумовая музыка зародилась еще в первой половине XX века, но само движение, как и термин "industrial music", возникло лишь в 70-х, а точнее, в 76-м, непосредственно после образования лейбла Industrial Records.

В то время индастриал стал довольно естественным протестом против бесчеловечной цивилизации с ее повсеместным социально-политическим контролем. Индустриальная музыка пыталась разрушить застоявшиеся общественные и музыкальные традиции путем неожиданных и порой шокирующих методов. Десятилетия постмодерна заставили привыкнуть к тому, что творческое опровержение веками устоявшихся эстетических шаблонов может выражаться в самых разных, иногда в смешных и шокирующих, а иногда в утомительно монотонных формах. Противопоставляемое идеальному искусству, искусство реального и актуального выглядит (звучит) утилитарно и прагматично. Мир, порабощённый "summa technologiae" (C.Лем), отныне поёт сухим и низким голосом. Скрежет, лязг, грохот пресса и свист дрели, шелест приводных ремней и звон капель из маслопровода - всё то, что наполняет жизнь усталого горожанина, оказывается не менее значимым с метафизической и эстетической точек зрения, чем неземной Бах и несусветный Босх. В царстве торжествующего железа ласковая флейта звучит слишком легкомысленно и как-то чересчур музыкально. На язык индустриальной эстетики мелодия флейты переводится как "гудение бетономешалки".

Эта музыка, вернее, антимузыка не может не шокировать и не подавлять. Стена непереносимого для человеческого слуха шума, среднечастотный гул и аналоговые искажения, производимые индустриальными коллективами на концертах, буквально выгоняли публику из зала. В качестве музыкальных инструментов использовались как экстравагантные дрели, пружины и отбойные молотки, так и вполне традиционные гитары. С предельной искренностью и самоотдачей канадские SKINNY PUPPY на концертах кромсали бензопилами манекены и трупы животных, немецкие EINSTURZENDE NEUBAUTEN попросту уничтожали сцену и всю музыкальную аппаратуру. Попытки "преодоления музыкальных границ" порой доходили до подлинного безумия - например, случай с "биологической" барабанной установкой, "изобретенной" EINSTURZENDE NEUBAUTEN. Смысл ее заключался в том, что на спину Бликсы Баргельда (лидера EN) крепились чувствительные датчики, по которым его сотоварищи что было мочи молотили руками и ногами, - Баргельд хрипел и отбивался. Каков был в результате звук - остается только догадываться.

Энциклопедический образец индастриала - лондонские THROBBING GRISTLE (TG). Их выступления представляли собой "кошмарные садистские шоу с чудовищным грохотом, гулом и лязгом в придачу". Лозунг, взятый на вооружение TG - "индустриальная музыка для индустриальных людей" (industrial music for industrial people), - стал визитной карточкой всего направления. "Для TG будущее было неотделимо от победившего тоталитаризма, от концлагерей, огромных индустриальных ландшафтов и насилия над человеком" (А.Горохов). Отсюда и увлечение группы геноцидом, пытками, войнами, черной магией и порнографией. Когда в начале 80-х TG в форме манифеста заявили о смерти созданного ими направления, индастриал, тем не менее, делал лишь первые шаги. В это время уже существовало несколько подобных TG команд - CABARET VOLTAIRE, SPK, TEST DEPT., NON и др. Но расцвет индустриального движения пришелся на середину 80-х - начало 90-х. Именно тогда свою активную деятельность начали такие коллективы и исполнители, как EINSTURZENDE NEUBAUTEN, :ZOVIET-FRANCE:, LUSTMORD, WHITEHOUSE, Z'EV и MERZBOW. Как справедливо, хотя и не без издевки, замечает видный музыкальный критик Андрей Горохов: "К середине 80-х злоба рассосалась, шум стал более легким и главное - более ритмичным..."

Элитарная ориентация индустриальной музыки не помешала ей стать своеобразной питательной средой, инкубатором идей для массовой культуры. Танцевально-индустриальные SKINNY PUPPY и MINISTRY еще черпали вдохновение у нацистско-порнографических TG. В 90-е годы происходит сближение индастриала с коммерческим мэйнстримом. В наши дни композиции KMFDM и NINE INCH NAILS активно используются для озвучивания компьютерных "стрелялок", Бликса Баргельд (ЕN) поет задушевные баллады с Ником Кейвом, а помпезные симфонии LAIBACH звучат в телезаставках. Шумы и атональные приемы взяты на вооружение грандами поп-культуры (Bjork, RADIOHEAD, Britney Spears и проч.).

* * *

Истоки и прототипы российского индастриала следует искать в первой четверти 20-го века. Композиторы Ассоциации Современной музыки еще в 20-е годы создавали произведения, в которых использовался шум станков и скрежет приводных ремней. "В театрализованных агитпредставлениях Пролеткульта актеры яростно били огромными молотами в стальные листы, имитируя тяжелую поступь победившего пролетариата, гибель старого мира и наступление новой эры коммунизма" (А.Дмитриев). К числу наиболее ярких примеров протоиндастриала можно отнести знаменитый балет С.Прокофьева "Стальной скок", балет Д.Шостаковича "Болт", а также немыслимую по своим масштабам "Симфонию Гудков", которая исполнялась в Баку 7 ноября 1922 года. Ее создатель композитор Арсений Михайлович Авраамов (1886 - 1944) на протяжении нескольких часов дирижировал сиренами фабрик и входящих в порт судов. Энди Маккей (Andy Mackay) в своей книге "Электронная музыка" называет это одним из самых впечатляющих экспериментов с шумами и природными звуками за всю историю авангарда: "К сиренам городских фабрик присоединились сирены кораблей Каспийского флота, артиллерийская батарея, пулеметы и авиация".

Вскоре под надзором узколобых чиновников советское искусство вошло в стадию "развитого соцреализма". Революционный концептуализм индастриала, казалось бы, почти идеально соответствовал основным требованиям сталинского стиля, однако именно советский период в истории отечественного индастриала в наименьшей степени интересен как для рядового слушателя, так и для заинтересованного аналитика. Развитие прогрессивной музыки в СССР шло своим, странным и тернистым, путём. С одной стороны запретный статус рок-музыки ограничивал пространство эксперимента, с другой - росла и крепла замечательная школа авангарда 70-х годов: Шнитке, Артемьев, Денисов, Губайдуллина. Можно сказать, что традиции Шнитке и Денисова, в некотором смысле, предопределили саму возможность существования индастриала в России.

Исходной точкой развития русского индастриала в собственном смысле этого слова, наверное, можно считать середину 80-х. Индастриал этого периода был достаточно тесно связан с рок-музыкой и упомянутой традицией классического авангарда. Хотя до радикализма последующих шумовых проектов 90-х было ещё далеко, но смелость и глубина поиска пионеров русского индастриала безусловно достойны уважения.

Это касается, в первую очередь, некоторых альбомов групп ЦЕНТР и НОЧНОЙ ПРОСПЕКТ, которые по своему новаторству мало чем уступали работам английских экспериментаторов - PSYCHIC TV и CABARET VOLTAIRE. Нельзя не упомянуть Сергея Курехина и его проект ПОП-МЕХАНИКА. Сергей Курехин, наряду с элементами "конкретной музыки" и техно-минимализма, использовал в альбоме "Насекомая Культура" (1986) классический индустриальный прием - технику "cut up", создание звукового коллажа путем наслоения и вклейки различных звуковых фрагментов. По ощущениям эта запись оставляет, пожалуй, самое сильное впечатление из всех российских экспериментальных проектов 80-х.

Не отставая от мировых индустриально-шумовых тенденций, на российской сцене появился Александр Лебедев-Фронтов - питерский шумовой композитор и художник. Александр Лебедев-Фронтов Купив однажды самопальную запись BEATLES, сделанную по советскому обычаю на старой рентгенограмме, он вместо песен о любви услышал запись отборного мата и шквал радиостатического треска. Мгновенная вкусовая переориентация материализовалась в проекте ЛИНИЯ МАСС, организованном в 1985 году и занимавшемся в основном созданием антимузыки. ЛИНИЯ МАСС это шум советских строек пятидесятых годов, шум агрессивный, бессмысленный и страшный. Помимо многочисленных записей в рамках проекта ЛИНИЯ МАСС, создавались черно-белые фотографии и коллажи. Они соединили в себе эстетику раннего авангарда и символику различных политических течений. Чуть позже, уже в начале 90-х, Александр основал студию Ultra, занимающуюся пропагандой экспериментально-шумовой музыки. Далее последовали не менее радикальные проекты - ВЕПРИСУИЦИДА, МЕРТВЫЕ ХИППИ, ПИЛА, а также VETROPHONIA, совместный проект Александра Лебедева-Фронтова с Николаем Судником - легендой российского индастриала.

Почти одновременно с ЛИНИЕЙ МАСС, в 1984 году в городе Рига образовался коллектив ЗГА (ZGA) (в 1991 году коллектив перебрался в Санкт-Петербург). Отцами-основателями ЗГИ стали Николай Судник и Валерий Дудкин. Их увлечение допотопным хоум-тейпингом (home-taping) Николай Судник и склейкой магнитных лент вылилось в вычурный бытовой саунд - стук металлических железок и пружин. Близкие к ранним работам EINSTUERZENDE NEUBAUTEN, первые альбомы ЗГИ вобрали в себя элементы "конкретной музыки", шумового эмбиента и классического минимализма. Постепенно в музыке коллектива наряду с шумами начали использоваться традиционные инструменты. Группа постепенно стала приобретать известность в европейских андеграундных кругах. И, как следствие, четыре (!) номерных альбома ЗГИ были выпущены на известном авангардном лейбле Recommended Records.

В отличие от большинства российских индастриал-коллективов 80-х, ЗГА существует до сих пор. За прошедшие годы музыка группы изменилась до неузнаваемости. Неутомимый Николай Судник вместе со своими единомышленниками успел поэкспериментировать с разнообразными звуковыми формами и концепциями - от шумового эмбиента до индустриального блюза с женским вокалом ("Полет Заразы", 1999).

В 1993 году в Москве образовался индустриально-электронный дуэт ВИДЫ РЫБ (SPECIES OF FISHES). Их первый альбом "Songs Of A Dumb World" вышел на культовом голландском лейбле Staalplaat. Эксперименты этой группы связаны с самыми прогрессивными тенденциями в электронной музыке: от дарк-эмбиент до техно. Впоследствии их внимание окончательно сместилось в сторону экспериментально-электронного изи-листнинга. Единственное, что сейчас говорит об индустриальном прошлом коллектива, это альбом "Бессонница", записанный в период с 93 по 96 гг.

Нечто похожее произошло и с F.R.U.I.T.S., ныне играющими минимал-техно. Группа была образована в начале 90-х Алексеем Борисовым (НОЧНОЙ ПРОСПЕКТ) Алексей Борисов и Павлом Жагуном. Первые работы этого кибер-шумового проекта, без сомнения, являлись продолжением традиций электронного эмбиента - искаженные шумы, дребезжащий гул высоковольтных проводов, стоны трансформаторных будок и прочее. Двигаясь в русле новейших тенденций, F.R.U.I.T.S. меняют саунд в сторону более модного, но не менее прогрессивного.

Такая постоянная модернизация звучания является типичным свойством индастриал-коллективов. Развитие экспериментальной и авангардной музыки протекает в прямой зависимости от эволюции технологий. Наблюдаемый в наши дни расцвет электронных ритмов, а также широко распространенное использование микротональных помех доказывают этот тезис. Индастриал - музыка технологий. Изменение производственного стиля ведёт за собой перемены в эстетике “Новой Музыки” - так в 20-е годы А.М.Авраамов дирижировал трубами фабрик, теперь же прогрессивные музыканты дирижируют хором крохотных чипов и микросхем.

Интересно, что увлечение домашней звукозаписью и работой с бытовыми шумами не обошло стороной смежную эстетико-культурную нишу - рок. Так в России появилось нечто, что условно можно было бы назвать рок-индастриал - музыка, вобравшая в себя, помимо индустриального подхода, яркую энергетику рока.

Первыми в этой области были проекты, связанные с именами Егора Летова и Кузи УО. К их числу можно отнести и ПРОМЫШЛЕННУЮ АРХИТЕКТУРУ (ПА), появившуюся в конце 80-х в городе Новосибирске. Свежее дыхание техноидного EBM с элементами техно-панка вызывает ассоциации с EN, FAD GADGET и дуэтом LEER-RENTA. Основу музыки ПА составили суховатые удары драм-машины и грязные гитары; тексты повествовали о разложении, усталости и смерти, что, надо отметить, совсем не оригинально для индастриала. Одна из самых сильных композиций группы ПА носит знаковое, жёстко-декларативное название "Индустриальный оргазм". Нервозность и апокалиптичность музыкальной атмосферы этой композиции пронимают буквально до дрожи. К сожалению, группа успела записать лишь один альбом "Любовь и Технология" (1988), на следующий год вместе со смертью лидера ПА Дмитрия Селиванова, экс-гитариста Г.О., ПУТТИ и КАЛИНОВА МОСТА, группа прекратила свое существование.

ПА и другие перечисленные группы составляют первый эшелон русского индастриала. Во второй половине 90-х распространение индастриал-культуры в России приобрело стихийный характер. Этому способствовала отмеченная выше связь индустриальной эстетики с развитием высоких технологий. Компьютеры стремительно дешевели, а качество программ, созданных для записи и обработки звука, также стремительно росло. Дешевые драм-машины и сэмплеры придали индустриальной электронике оттенок массовости. Простой и демократичный хоум-тэйпинг с выходом технологии на новый уровень нашел новых адептов, талантливых и энергичных.

В Санкт-Петербурге в 1991 году из распавшейся группы БУКВА О образовался хардкор-индастриал-проект НОЖ ДЛЯ ФРАУ МЮЛЛЕР. Скоростные ритмы и необычные голосовые эффекты, виртуозное использование всех недостатков аппаратуры и дешевых инструментов сделали группу крайне популярной в клубной среде. В 1992 году, благодаря демо-кассете "Little Joys", НОЖ ДЛЯ ФРАУ МЮЛЛЕР пригласили в тур по Германии. В том же году была записана виниловая пластинка "Сеньоры Краковяки" - один из немногих на сегодняшний день образцов индустриального периода творчества группы. Такого мозгодробительного и пугающего саунда, пожалуй, не было ни у одной из групп того времени. После тура по Германии группа, пережив пик популярности, неожиданно исчезла. Они появились снова уже в виде дуэта - Олег Гитаркин и Олег Костров. Новое лицо группы, прошедшей путь от хардкора, индастриала через кибер-панк к китч-попу, все мы с вами знаем - это электронный проект, пропагандирующий модное направление - пост-изи-листнинг.

В Архангельске в начале 90-х появился один из самых загадочных и эзотерических шумовых проектов России со страшным названием ШЕСТЬ МЕРТВЫХ БОЛГАР. ШЕСТЬ МЕРТВЫХ БОЛГАР При минимальной технической экипировке - на дешевых магнитофонах, в домашних условиях - "Болгары" умудрялись создавать потрясающе качественные записи. Без преувеличений их можно назвать самым изобретательным индустриальным коллективом Архангельска. Инструментами группе служили советские аналоговые синтезаторы, какие-то железки, миксеры, трещотки, “запиленные” пластинки и заводские шумы. Акустическая структура звука выверена у "Болгар" до мельчайших деталей. Такой подробный подход к композиции тешит слух и возбуждает интеллект - это что-то вроде персидского ковра - красиво, вычурно и интересно. Совсем недавно один из "Болгар", лидер и идеолог группы Алексей Чулков, трагически погиб. Он удивительно трепетно и, пожалуй, чересчур самокритично относился к своей музыке. Сверхтребовательность к своему творчеству привела к тому, что многие, вероятно, гениальные записи были им уничтожены, так и не будучи изданными.

Это не единственный пример того, как бесспорно качественный и ценный индастриал-продукт не добрался до слушателя. Богатые на таланты 90-е годы, к сожалению, не знали той развитой инфраструктуры, возникшей в индастриал-тусовке буквально за последние два-три года.

Примером невостребованности может служить группа СТУК БАМБУКА В XI ЧАСОВ, появившаяся в городе Ижевске в конце 80-х. Первый и единственный альбом коллектива "Легкое дело холод" (1991) современные критики отнесли к трип-хопу или мрачноватому эмбиенту. Кто бы мог подумать, что за несколько лет до знаменитого бристольского саунда где-то в российской глубинке молодые энтузиасты способны записать такой новаторский, тонко прочувствованный и необычный альбом. "Бамбуки" всегда играли музыку будущего, и вот, это будущее наступило! Аналоговые шумы и хруст заезженного винила стали необходимыми атрибутами модного саунда, теперь альбом звучит даже современнее, чем десять лет назад!", - пишет Андрей Борисов, шеф независимого лейбла Экзотика.

В середине 90-х поиск новых звуковых форм вышел на новый качественный уровень. Приближение апогея в развитии современной индустриальной сцены в России связано с появлением таких групп, как питерские TOXIC WASTE, БЫЧИЙ ЦЕПЕНЬ, МОНУМЕНТ СТРАХА и московские TNT ART, СОБАКИ ТАБАКА, ТЕАТР ЯДА и CISFINITUM. Нельзя не упомянуть модный, вечно балансирующий на грани поп-музыки, китча и эксперимента коллектив под экзотическим названием DEADУШКИ. Выходцы из АВИА и СТРАННЫХ ИГР, Виктор Сологуб и Алексей Рахов, в каком-то смысле, действительно являются “deadушками” музыкального авангарда России. Их новое видение музыки и передовых тенденций нашло свое воплощение в первом и самом ярком на сегодняшний день альбоме проекта "Искусство каменных статуй", вобравшем в себя элементы индустриальной музыки, джаза, электро-попа, брейк-бита и гитарного рока.

В 1997 в Москве возник довольно необычный и самобытный московский проект CISFINITUM. Его основателем и единственным участником стал студент Московской консерватории Евгений Вороновский. Будучи профессиональным скрипачом, Вороновский смело экспериментировал в таких областях, как dark ambient и noise. Глубокий подводный эмбиент CISFINITUM с жужжащими атональными мелодиями и индустриальными скрипами по праву снискал себе известность не только в российских, но и европейских музыкальных кругах.

Неменьший интерес у истинного ценителя индастриала должны вызвать GRAND VINIOLLES - проект, первоначально принадлежащий к пост-готической формации. GRAND VINIOLLES используют все положительные стороны готического саунда, сочетая его с методикой ранних индустриальных групп. Основой неповторимого звучания коллектива стали драм-машина, металлическая перкуссия, бас и размытое искаженное звучание гитары. На концертах такой саунд воспринимается особенно остро, многие из слушателей, поддавшись на провокацию, начинают задумываться о бренности всего сущего и конечности бытия.

Подобные настроения отмечаются и при прослушивании московских INQUISITORUM, но, в отличие от чересчур мелодичных и текстуально насыщенных GRAND VINIOLLES, они активно используют шоковую тактику, доводя свои антимузыкальные атональные приемы до предела человеческого восприятия. Три барабанщика (живые ударные, перкуссия и электронные барабаны), бас, два саксофона, голос и старые отечественные аналоговые синтезаторы превращают саунд группы в невообразимую смесь SPK, EINSTURZENDE NEUBAUTEN и NAKED CITY. Такую музыку следует рекомендовать нестандартным любителям джаза и апокалиптически озабоченным милитаристам - Третья мировая война будет звучать именно так. Впрочем, такую же рекомендацию можно присовокупить к рецензии на любой индустриальный проект.

Мрачный взгляд на мир - это неотъемлемая часть индустриальной идеологии. В этой связи стоит упомянуть молодой дуэт КРОВЬ С МОЛОКОМ, работающий в направлении драм-н-нойз (не путать с драм-н-бэйсом, ритм-н-нойзом и т.д.). Оригинальные "сбитые" ритмы, полистилистичный саунд и ритуальный подтекст привели к тому, что практически никто не в состоянии определить стиль группы.

С 1993 ведёт свою историю и БЫЧИЙ ЦЕПЕНЬ - группа TaMtAmовской генерации. Они выступали на одной сцене с НОЖОМ ДЛЯ ФРАУ МЮЛЛЕР и МОНУМЕНТОМ СТРАХА. Последним это никак не помогло, а вот "Цепни", игравшие тогда незамысловатый грайндкор с индустриальными элементами, быстро смекнули "что к чему" и, начиная с 98-го года, трансформировались в кибернетический дуэт SOKOLOFF BROTHERS. Такая мутация пошла коллективу на пользу - в их звучании стало больше электроники, сэмплированных звуков и революционных текстов. Не так давно группа приняла участие в сборнике “Industrialизация”, выпущенном продюсерским центром Лаборатория звука.

Конечно, карта российского индастриала отнюдь не ограничивается вышеперечисленными именами. Существует множество групп, которые внесли свой вклад в развитие российской индустриальной культуры.

В Перми отшумели ПЕЛИКАН ПРИНЯЛ ЛЮМИНАЛ (PLKN PRNL LMNL). В Новосибирске где-то с середины 90-х гремят NUCLEAR LOSЬ (перкуссионный индастриал), а в Брянске на положении "вечных подпольщиков" существуют индустриально-шумовые NOISE SMETANA и TCF. В Нижнем Новгороде повышенной активностью отличаются NHL и АРЗАМАС 16. В Мурманске вся продвинутая электронная тусовка вращается вокруг Bacterium Studio - индустриального проекта БАКТЕРИИ (ныне MOMBUS). В Ростове (Саратове) с 1995 года пропагандой индустриальной музыки занимаются МОРЕ СПОКОЙСТВИЯ (ambient) и проект Дмитрия Толмацкого DMT, отличающийся жестко звучащим ритм-н-нойзом.

Благодаря журналу "Результаты" более чем известна архангельская индустриально-шумовая музыка: ПРИПАДОК, ШЕСТЬ МЕРТВЫХ БОЛГАР, ОГНИ ТУНДРЫ, ЭЛЕКТРОПРОВОДНОСТЬ ТЕЛА и т.д.

Благодаря этому же журналу можно было почерпнуть информацию о независимой музыке практически всего Северо-Запада: Калининград - STIRLITZ, LOS CHICATILOS, МЕМБРАНОИДЫ, Петрозаводск - ADD, Краснодар - очень интересный проект FAR FROM MIND.

А вот Ижевск стоит выделить отдельно. В этом городе сложилась, в некотором смысле, исключительная ситуация. Город кишмя кишит различными электронными проектами: РЯБА МУТАНТ, RHODESIA, АРХЕОПТЕРИКС, САМЦЫ ДРОНТА, BOOROONDOOK QUARTET.

Орёл прославлен группой РАСТВОР 666, а в городе Карабаново (Владимирская обл.) действует целое творческое объединение THE MANURE.

По своему значительный вклад в общее индустриальное дело внесли проекты: в городе Мураши (Кировская обл.) - HOLOCODER, в городе Реутов (Московская обл.) - REUTOFF и их проект DAS REUT, по праву занявшие одно из ведущих мест на московской индустриальной сцене, а в городе Волгодонск (Ростовская обл.) - плодовитый индустриальщик Алексей Малородов (ALEX M.OVER).

С недавних пор многое из русского индастриала стало известным и на Западе. Выпущенные американским независимым лейблом Invisible Records русские кавер-версии композиций американской группы PIGFACE ("From Russia With Love - A Russian Tribute To Pigface") до сих пор удерживаются в рейтингах независимых радиостанций. Одни из лучших каверов сделали Нижегородские индастриал-банды NHL и АРЗАМАС 16. Помимо них, свою посильную "дань" PIGFACE отдали SPIES BOYS, BOXHEAD и DAS REUT из Москвы, КРОВЬ С МОЛОКОМ, КОКТЕЙЛЬ БРОМПТОНА, PORCH NAP и ДЕТИ СОЛНЦА with THEODOR BASTARD из Санкт-Петербурга, а также TOMATOES и DER PRINTER.

Конечно, это лишь верхушка айсберга... В одном шаге от индустриальных, но мелодичных АРЗАМАС 16 гармония тонет в хаосе кромешной тьмы - САМКА, КОКТЕЙЛЬ БРОМПТОНА, BARDOSENETICCUBE. Лучик света от индустриально-электронного ЖЕЛЕЗНОГО КЛЫКА и готически-декадентских CYCLOFILLYDEA - и опять все срывается в колодец бреда и беснующихся галлюцинаций - SPIES BOYS, SAD SNA, NO MIND'S SHELTER... Техногенные депрессии и беспробудный пессимизм мертвых человечков (в качестве фонового рисунка можно взять дымящийся Чернобыль). Здесь не заканчивается музыка, просто меняется ее восприятие...

* * *

Говоря об индустриальной культуре, нельзя не упомянуть одну из ее основных составляющих - принцип "организационной автономии", что на деле означает - создание полностью независимого лэйбла и собственной дистрибьюторской сети. Это не догма, это элементарное условие выживания экспериментальной музыки в хищническом мире шоу-бизнеса. Только благодаря такой четкой и отлаженной инфраструктуре многие поклонники нестандартной музыки, да и сами музыканты могут общаться, обмениваться информацией, получать сведения о концертах и выпускать собственные записи.

Пожалуй, одним из первых вестников "российского индустриального бума" был блеклый журнальчик "Экзотика", который еще в 1990 году начал выпускать Андрей Борисов, в Архангельске появились "Результаты". В Минске стала выходить пресловутая "Музыкальная газета", а в Москве по сей день существует исключительный по своему содержанию журнал "Независимая Электронная Музыка", издаваемый энтузиастом-издателем Дмитрием Васильевым. Он общается и дружит со многими ведущими индустриальными проектами Италии, Германии, Франции и США.

В 1999 году как продолжение "Музыкальной Газеты" появился довольно интересный минский журнал "Клёк 2", потом - "Стигмата". В Санкт-Петербурге выходит журнал "БульDozer", полностью посвященный экспериментальной электронной музыке.

Из российских самиздат-лейблов наибольшей известностью пользуются SOI Tapes, IVB, NN, Свободный Полет, N&B Research Digest.

Понятно, что в создании собственного лейбла и выпуске самиздатовского журнала нет ничего нового. Однако важность подобной деятельности, заключается в том, что эти субкультурные образования сосредотачивают вокруг себя новых артистов и становятся аккумуляторами новых идей.

Музыкальный авангард есть всегда, его герои уходят, превращаясь в классиков, умирая от наркотиков. Им на смену приходит новое поколение, но оно совсем другое. Ведь та эпоха, которая казалась футуристам фантастической сказкой, теперь - скучная реальность. Романтика индустриальных цехов и пафос рабочих районов уступили место высоким технологиям, точности математических расчетов и стерильной чистоте компьютерных лабораторий. Этой новой эпохе соответствует новая музыка. Музыка звуковых помех, полиритмика - скачки цифр в недрах процессора... На свет появились такие направления, как микроволна (glitch, cliсks'n'cuts) и power electronics.

Задачей данной статьи было приоткрыть занавес российской индустриальной сцены. Да, она действительно существует, и самое главное - не стоит на месте. Прислушайтесь к шуму за окном. Вас не оставляет равнодушным звук строительных работ или стук кровельного железа? Значит, вы тоже приблизились к пониманию индастриала. Это просто наш мир - шумный, агрессивный и бессмысленный.


Автор благодарит за помощь в подготовке материала: Дмитрия Филиппова, Илью Козырева, Дмитрия Федоренко, Пузо, Андрея Турусинова, Дмитрия Васильева, Алексея Борисова, Григория Аврорина, Андрея Горохова и Дмитрия Толмацкого.

В подготовке к даннной статьи были использованы материалы журналов: WIRE, РЕЗУЛЬТАТЫ, НЕЗАВИСИМАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ МУЗЫКА, БУЛЬDOZER, НОСОРОЖЬИ БОИ, а также статьи Аллы Митрофановой "Музыка как предмет нейрофизиологии", Андрея Дмитриева "Шум - голос богов" и книга Андрея Горохова "Музпросвет.ru".

В сокращенном варианте статья опубликована в журнале FUZZ (2002, №3) под названием “Спешит в цеха рабочий люд“.


© Александр Старостин, Fulldozer, 2002






Theodor Bastard "Vetvi" (винил) - заказать сейчас!


Купить альбомы Theodor Bastard на CD и виниле




  




подписка на рассылку

Получайте новости Fulldozer по почте. [ ? ]

 

афиша

OF THE WAND AND THE MOON (Дания), MAJDANEK WALTZ. 17 марта. Санкт-Петербург. Place / 18 марта. Москва. Шаги >>

DJs LEGOWELT (Нидерланды), RON MORELLI, SILENT SERVANT (все - США), SLAVA LEPSHEEV (Украина), INGA MAUER, EL, SHUTTA +++ Off: Unlock. 23 февраля. Санкт-Петербург. Artplay >>

RUSSELL HASWELL, ADRIAN SHERWOOD, MUMDANCE, INGA COPELAND (все - Великобритания), STEPHEN O'MALLEY / ALEXEY TEGIN (США-Россия), KTL (США-Австрия), LEE SCRATCH PERRY / DUBBLESTANDART (Ямайка-Австрия), THOMAS BRINKMANN, ERRORSMITH (все - Германия), OREN AMBARCHI (Австралия), TERRE THAEMLITZ, KEITH FULLERTON WHITMAN (все - США), PITA (Австрия), COH (Швеция), RIPATTI (Финляндия-Германия) +++ Геометрия настоящего. 20-27 февраля. Москва. ГЭС–2 >>

PELADA (Колумбия-Канада), МАТУШКА-ГУСЫНЯ, ПАВЕЛ ДОДОНОВ, SUOKAS, KRAATER, ШУМОПЕЛЕНГ +++ Нейронный лом. 18 февраля. Москва. Рабица >>

SKULLFLOWER, BLACK SUN ROOF! (все - Великобритания), PHURPA. 11 февраля. Москва. Шаги >>

ALVAR, YABIBO HAZURFA, BOAR ALARM (все - Швеция), CORPS, MARGENROT, SYNKRONIZED +++ Joy. 21 января. Москва. Рабица >>

ШЕСТЬ МЕРТВЫХ БОЛГАР, CREATION VI, KSHATRIY, HATTIFNATTER, NEZNAMO, УХУШУХУ. Drone Fest. 20 января. Санкт-Петербург. Place >>

MONSIEUR DOUMANI (Кипр), GRUPI RINIA (Албания), ИННА ЖЕЛАННАЯ, ДУШЕПОЛЕЗНЫЕ ПЕСНИ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ (СЕРГЕЙ СТАРОСТИН / АНДРЕЙ КОТОВ / ВЛАДИМИР ВОЛКОВ), КАРЛ ХЛАМКИН, КАМЕРНЫЙ ОРКЕСТР КАРЕЛИЯ, ТЕСТО. ЭтноМеханика. 30 декабря. Санкт-Петербург. Космонавт >>

FORESTEPPE + BISAMRATTA. 18 декабря. Санкт-Петербург. Музей звука >>

LAKKER (Ирландия-Германия), DAMIEN DUBROVNIK (Дания), PEDER MANNERFELT (Швеция), BROKEN ENGLISH CLUB (Великобритания), GREBENSTEIN + SEEFRIED (Германия), SUOKAS, VLAD DOBROVOLSKI +++ Электро-Механика. 17 декабря. Санкт-Петербург. A2 Green Concert >>

рецензии

IAN WILLIAM CRAIG. Centres

LIIMA. ii

SOME EMBER. Some Ember

статьи и обзоры

CTM 2017 FEAR ANGER LOVE (Обзор фестиваля)

АНАЛОГОВЫЕ СИНТЕЗАТОРЫ: ОТ ИСТОКОВ ДО НАШИХ ДНЕЙ

"ИМПРОВИЗАЦИЯ ВСЕГДА БЫЛА ЧАСТЬЮ МОЕГО ТВОРЧЕСТВА"
(Интервью с Микой Вайнио)

Fulldozer Distribution

ПАМЯТЬ АРИЕВ: МУЗЫКАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ ПАМИРА (2CD + DVD + BOOK) - Кайлас Рекордз / Долина Бартанга, 2007
Память ариев: музыкальные традиции Памира (2CD + DVD + BOOK)Коллекционное и уникальное в своем роде подарочное издание традиционной памирской музыки "Память ариев". Комплект состоит из 6-панельного double DVD диджипака, внутри которого находятся два аудио-CD, DVD и 20-страничный полноцветный буклет, содержащий информацию о музыкантах и памирских музыкальных инструментах, и 100-страничной полноцветной книги формата 14х25 см, в которой описывается история Памира, верования и традиционный быт местных жителей. >>

THEODOR BASTARD. VETVI - Theo Records, 2015
Theodor Bastard - VetviНовый альбом самой эклектичной и мистической музыкальной группы России. Работа над альбомом растянулась на целых три года, а в записи пластинки приняло участие множество музыкантов. Основная же вокалистка проекта, Яна Вева, похоже, взяла еще одну планку своим незаурядным диапазоном и техникой голоса. Запись этого альбома отличали невероятная трудоемкость процесса и новый для коллектива подход: для создания особого синестетического калейдоскопа звуковых ощущений были приглашены десятки музыкантов. >>

RAPOON. DARK ZERO - Retortae (Эстония), 2015
Rapoon - Dark ZeroRapoon - проект Робина Стори, одного из основателей легендарной группы Zoviet France, беспрерывно записывающего музыку уже более 35-ти лет. В творчестве проекта сочетаются элементы индастриала, этно-ритмика и экспериментальные электронные текстуры - все вместе образует экзотический звуковой ландшафт, вводящий слушателя в трансовое состояние. "Dark Zero" - новый альбом Rapoon; лимитированное издание в digisleeve, тираж - 100 копий. >>

MERZBOW. NEZUMIMOCHI - Cold Spring (Великобритания), 2014
Merzbow - Nezumimochi"Nezumimochi" - новый студийный альбом Merzbow, распределенный на два носителя - picture-винил и CD, содержащих разный материал (компакт-диск распространяется только вместе с винилом!). В сумме более 90 минут зубодробительного и интенсивного шума, сложных структур и гипнотических сэмплов. Все пять треков записаны летом 2014 года. Альбом "Nezumimochi" в очередной раз подтверждает непобедимый статус Масами Акита в области японской шумовой музыки. >>

RAISON D'ETRE. MISE EN ABYME - Transgredient (Германия), 2014
Raison d'Etre - Mise En AbymeНовый студийный альбом Raison d'Etre после 4-летнего перерыва. Концепция альбома - следование инициации, то есть опыту последовательных психологических состояний с эффектом катарсиса, погружению в глубочайшие области подсознания и возвращению в реальность с освежившимся, чистым разумом. Все привычные свойства музыки Raison d'Etre на месте: пространственный дроун-эмбиент, религиозно-хоровые сэмплы, ритуальное звучание колоколов и гонга - атмосфера драматического напряжения и медитативной созерцательности. >>

AEAEA. DRINK THE NEW WINE - Twilight Records (Аргентина), 2014
AEAEA [Jarboe / Kris Force / Anni Hogan / Meredith Yayanos / Zoe Keating] - Drink The New WineВ состав проекта AEAEA входят Jarboe, Kris Force, Anni Hogan, Meredith Yayanos и Zoe Keating. Пять женщин, идущих пятью различными путями к морю. Пять подруг, находящихся через океаны друг от друга, принявших участие в записи удаленного музыкального проекта длиной в пять лет. Классические струнные, синтезаторы, электросмычковые гитары, выразительные мелодии фортепьяно, мистический терменвокс, ритуальные барабаны и чарующие голоса Джарбо и Форс - все вместе звучит изысканно и возвышенно. >>

MACHINEFABRIEK. DUBBELTJES - Zoharum (Польша), 2014
Machinefabriek - DubbeltjesМузыка Machinefabriek сочетает элементы дроун-эмбиента, глитча, полевые записи, минимализм и пост-классический авангард. Эта территория успешно эксплуатируется такими артистами, как Кристиан Феннеш, Тим Хекер, Орен Амбарчи и Stars Of The Lid. В отличие от индустриальной музыки, импровизации Machinefabriek всегда очень дружелюбные, теплые, располагающие к неторопливому изучению странного, сюрреалистического мира. Новый альбом представляет собой компиляцию из 12-ти редких треков, выпущенных на малотиражных 7-дюймовках, кассетах и CD-R в период с 2008 по 2013 год. >>

DECONDITION. SUKELLAN TUNTEMATTOMIIN SYVYYKSIIN - Force Majeure (Франция), 2014
Decondition - Sukellan Tuntemattomiin SyvyyksiinDecondition - проект финского музыканта Артту Лайне, живущего в Хельсинки. "Sukellan Tuntemattomiin Syvyyksiin" (по-английски - "I Dive Into Unknown Depths") - его дебютный полноформатный альбом, содержащий 13 треков, записанных в течение последних восьми лет. Используя разнообразные электронные устройства, эффекторы, полевые записи, вокальные обработки и голосовые ленты, Артту создает гипнотические репетитивные шумовые композиции на пересечении стилей power electronics и rhythmic noise. Рекомендуется поклонникам Strom.ec, Grunt и Sektor 304. >>

EMPUSAE. SPHERE FROM THE WOODS - Ant-Zen (Германия), 2013
Empusae - Sphere From The WoodsНовый альбом Николаса Ван Мейрхаге все глубже погружается в дарк-эмбиентные миры органической природы. Его видение оных эпично, киногенично, полно грациозных и плавных музыкальных форм, включает акустические звуки, продвинутую электронику, оркестровые фрагменты, этнические элементы, красивые мелодии и могучие ритмические громыхания и перестукивания. Сам автор называет свою музыку саундтреком к личным фантазиям слушателя. >>

BOCKSHOLM. CAGED INSIDE THE BEAST OF THE FORGE - Wrotycz (Польша), 2013
Bocksholm - Caged Inside The Beast Of The ForgeBocksholm - это тандем двух Петеров Андерссонов. Первый Петер Андерссон более всего известен по своему проекту Raison d'Etre. Второй Петер Андерссон вошел в историю индустриальной музыки как Deutsch Nepal. Оба Петера Андерссона являются корифеями шведской независимой музыки и оба родом из одного и того же города - Boxholm (в старинном написании - Bocksholm). Четвертый альбом Bocksholm был записан (Peter+Andersson)x2 в период с 2008 по 2012 год. Звучание альбома не менее зловещее, чем на предыдущих трех дисках, и вплотную приближается к стилю power electronics. Рекомендуется под самогон. >>

YAT-KHA & АЛЬБЕРТ КУВЕЗИН. ПОЭТЫ И МАЯКИ - self-released, 2013
Yat-Kha & Альберт Кувезин - Поэты и маякиYat-Kha - тувинская группа, бессменным участником и лидером которой является вокалист и гитарист Альберт Кувезин. В музыке группы присутствуют элементы тувинской народной музыки, различных направлений рок-музыки (в ранние годы - электронной музыки) и тувинское горловое пение. Альбом "Поэты и маяки" записывался на острове Джура в Шотландии. В записи приняло участие множество гостей-музыкантов, для колорита инструментальных проигрышей были использованы такие инструменты, как гитарон, джумбуш, баглама и безладовая гитара. >>

COLLOQUIO. L'ENTRATA - L'USCITA - Eibon Records (Италия), 2013
Colloquio – L'Entrata - L'UscitaЖитель Болоньи Джанни Педретти организовал Colloquio в начале 90-х с намерением исследовать музыкальные территории, где передовая электроника пересекается с итальянской песенной традицией. Новый альбом продолжает расширять звуковые горизонты. В нем меланхоличные итальянские баллады в исполнении Педретти удачно сочетаются с холодными минималистичными пост-дигитальными аранжировками. В записи альбома приняли участие несколько приглашенных музыкантов, исполнивших партии саксофона, флейты, контрабаса и барабанов. >>

PSYCHIC TV, MOUSE ON MARS, THE ORB, THE HAFLER TRIO, SCORN, BAD SECTOR, COH, ONEOHTRIX POINT NEVER, ANGEL (SCHNEIDER TM + ILPO VAISANEN), MIKA VAINIO (PAN SONIC), ANDREW LILES (NURSE WITH WOUND), MERZBOW, LUSTMORD, TROUM, MAEROR TRI, RAISON DETRE, PETER ANDERSSON, ATOMINE ELEKTRINE, DEAD VOICES ON AIR, RUSSELL HASWELL, BRUCE GILBERT, RADIAN, LASSE MARHAUG, JAZKAMER, AIDAN BAKER (NADJA), CIRCLE, ORDO ROSARIUS EQUILIBRIO, SONNE HAGAL, VON THRONSTAHL, FORTHCOMING FIRE, EMPUSAE, SYNAPSCAPE, BLACK LUNG, HECQ, TARWATER, ELECTRONICAT, CANDIE HANK, KK NULL, CM VON HAUSSWOLFF, AUBE, RAPOON, HYBRYDS, MACHINEFABRIEK, NECROPHORUS, BOCKSHOLM, HOROLOGIUM, PBK, TELEPHERIQUE, BRUME, ILLUSION OF SAFETY, CONTAGIOUS ORGASM, FRANCISCO LOPEZ, YASUNAO TONE, CINDYTALK, DISSECTING TABLE, LUCIO CAPECE, SIMON WHETHAM, ARTIFICIAL MEMORY TRACE, VESTIGIAL, YAT-KHA, THEODOR BASTARD, PIA FRAUS, CISFINITUM, KOTRA, ZAVOLOKA, STURQEN, ВОЛГА, НОЧНОЙ ПРОСПЕКТ, ALEXEI BORISOV, ЕЛОЧНЫЕ ИГРУШКИ (EU), CYCLOTIMIA, REUTOFF, ANTHESTERIA, ШУМЫ РОССИИ, DMT, BARDOSENETICCUBE, PHURPA, VA-TA-GA, MAJDANEK WALTZ, POOSTOSH...



© 2003—2017 Творческое Объединение FULLDOZER — вся независимая музыка от индастриал до экспериментальной электроники